Тормозная жидкость приводит в действие колодки, обеспечивая остановку автомобиля. Из соображений безопасности, требуется систематически контролировать состояние и уровень содержимого в системе, с целью поддержания её в исправном положении.
Сроки обязательной замены
Очень важно проводить своевременную замену отработанной жидкости в сроки, указанные производителем. Регламентом ТО всех моделей Nissan предписано заменять ТЖ после 30 000 км пробега, т.е. один раз в два года. Важно использовать жидкость, предлагаемую производителем. Для автомобилей Nissan — это Brake Fluid KE903-99912 или её аналог – KE903-99932.
Источник фото: www.drive2.ru/l/10587718/
Ни в коем случае не пытайтесь смешивать жидкости разных типов. Такая смесь может оказаться неработоспособной. В лучшем случае придётся промывать тормозную систему, а в худшем случае – отказ тормозов, со всеми вытекающими последствиями.
Поэтому никогда не доливайте ТЖ, если вы не уверены в том, какой тип жидкости сейчас залит.
Почему ТЖ нужно обязательно менять?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, вспомните школьный курс физики:
- Каждое вещество, пребывающее в жидком состоянии, кристаллизуется (замерзает) и закипает при определённой температуре. Для воды точка замерзания – 0 ºC, а точка кипения – 100 ºC.
- Во время кипения интенсивно образуются пузырьки с газом испаряющегося вещества.
- При сжатии (деформации) тела нагреваются.
Тормозная жидкость подвергается сильному сжатию, при надавливании на педаль. В результате чего она разогревается. Исследования показывают, что в обычном режиме езды температура жидкости не превышает 150 – 165 ºC. Однако при частых интенсивных торможениях, например, при длительном спуске с крутым уклоном, температура может достигать отметки 200 ºC.
Отсюда требования к тормозным жидкостям:
- Точка кипения не должна быть ниже 175 ºC;
- ТЖ должна сохранять текучесть при низких температурах;
- Состав не должен быть агрессивным к деталям тормозной системы, соприкасающихся с ним.
Этим требованиям отвечают тормозные жидкости, рекомендованные для Nissan X-Trail.
Как понять, что пришло время?
Верным признаком отработанной жидкости является изменение привычного хода педали тормоза (не путать с ощущаемой вибрацией от работы АБС). Завоздушивание системы от закипания ощущается как проседание педали, спустя некоторое время после нажатии на тормоза.
Если при визуальном осмотре заметное сильное помутнение содержимого в расширительном бачке, то это является поводом для беспокойства.
Самостоятельная замена тормозной жидкости
Для работы вам понадобится напарник. Лучше даже два. Если вы готовы повозиться с машиной около 2-х часов, то продолжайте чтение. В противном случае, сайт Fantrail.ru рекомендует обратиться в ближайший сервис.
Материалы и инструменты
Для работы вам потребуется:
- не менее 1 л жидкости, рекомендуемой производителем;
- шприц для откачивания отработанного материала;
- упоры под колёса;
- домкрат;
- баллонный ключ;
- ключи для отвинчивания штуцеров – «на 10» и «на 8»;
- прозрачный шланг для слива ТЖ и шланг большего диаметра, в который плотно войдёт прозрачная трубка;
- Ёмкость для сбора содержимого тормозной системы.
Работы необходимо выполнять на ровной площадке, соблюдая меры предосторожности. Вещества, входящие в состав жидкости ядовиты. Не допускайте попадания их в глаза и на слизистую рта.
Пошаговый порядок замены
Слив отработанного содержимого начинайте с левого заднего суппорта. К нему проложены самые длинные трубопроводы. Потом сливайте с переднего правого, затем с заднего правого и заканчивайте передним левым. АБС должна быть отключена!
- Используя шприц, откачайте помутневшую жидкость с бачка, оставив часть содержимого на уровне не менее 10 мм.
- Долейте свежую ТЖ до максимального уровня.
Источник фото: www.drive2.ru/l/7614724/
- Через специальную насадку подсоедините трубочку и компрессором создайте давление в системе. Так, жидкость будет более активно сливаться.
- Снимите заднее левое колесо, очистите штуцер на суппорте и наденьте на него тонкую прозрачную трубку, опущенную в сосуд для сбора отработанного материала. В качестве сосуда подойдёт пластиковая бутылка с пробкой, в которую необходимо вставить шланг. Бутылку закрепите немного выше уровня штуцера. Это предотвратит всасывание воздуха в случае ошибки помощника, надавливающего на педаль.
Источник фото: www.drive2.ru/l/6994373/
- Попросите помощника несколько раз качнуть тормоз и надавить на педаль, не отпуская её.
- Осторожно открутите штуцер на пол-оборота или чуть больше. По трубочке потечёт мутноватая жидкость, возможно с пузырьками.
Источник фото: www.drive2.ru/l/6994373/
- Закрутите штуцер до упора и дайте команду своему напарнику отпустить педаль.
- Контролируйте сами (или с помощью другого помощника) уровень оставшейся жидкости в бачке. При необходимости доливайте до максимума.
- Повторяйте процедуру до тех пор, пока не потечёт прозрачная жидкость без пузырьков.
- Повторите описанные этапы на других суппортах в очерёдности описанной выше.
После всех работ проверьте исправность тормозной системы на работающем двигателе, а потом и в движении. Если вы всё сделали правильно, тормоза будут работать исправно. Убедитесь, что уровень жидкости не снизился в бачке, а при необходимости доведите уровень до максимума.
Если по какой-то причине попал воздух в систему, придётся повторить прокачку всей системы до полного удаления пузырьков.
Высокая гигроскопичность – ваш главный враг!
Одним из факторов, влияющим на свойства ТЖ является её гигроскопичность или способность впитывать влагу при контакте с воздухом. В трубопроводах и цилиндрах суппортов влага не попадает. Но в самом бачке жидкость контактирует с воздухом, проникающим сквозь отверстие в крышке, предназначенное для уравновешивания давления. Через него водяной пар, всегда присутствующий в воздухе, постепенно насыщает рабочий состав, ухудшая температурные показатели жидкости (снижается температура кипения).
Если точка кипения окажется ниже 165 градусов, альтернативы замене нет. Езда на такой жидкости становится опасной. Дело в том, что при закипании ТЖ в гидравлике тормозной системы появляются газовые пробки, препятствующие созданию необходимого давления на тормозной поршень. В результате педаль тормоза при выжиме может провалиться до упора, а нужного эффекта торможения нет. Ситуация может ухудшиться в случае неравномерного распределения газовых пузырьков по цилиндрам суппортов. Тогда вследствие неравномерности распределения тормозящего момента на разные колёса, возможен ещё и занос автомобиля, что в экстренных случаях ухудшит ситуацию.